Регулирование стройотрасли: три возможности. ABCnews - строительство, недвижимость и технологии в Украине
Авторизация даст возможность комментировать публикации, записываться на мероприятия. Вы будете всегда в курсе происходящих событий.

Авторизация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:

Регистрация на портале

Правила регистрации на портале

Регистрация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:
12.04.2016, 12:00
2154
0

Регулирование стройотрасли: три возможности

Фото: palata.kz
Фото: palata.kz

В мире есть три модели регулирования: организации профессионального регулирования, саморегулируемые организации и смешанная модель

Проводя реформу по децентрализации власти, Украина никак не может расстаться с жестким госрегулированием строительного рынка. Член Совета аккредитации Нацагентства аккредитации Украины Борис Платкевич поделился иностранным опытом в этом вопросе и рассказал, как регулирование стройотрасли устроено за рубежом и что из международного опыта можно применить в Украине.

 

platkevigh
Фото: http://usptb-ntc.org
В мире есть три модели регулирования: делегированная (полномочия находятся у организаций профессионального регулирования), добровольная (саморегулируемые организации) и смешанная, к которой наиболее тяготеют в Украине.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что ведущие страны мира внедряют такие механизмы регулирования, которые отвечают политике децентрализации на всех уровнях общественной жизни. В странах Европы, если мы, например, говорим о Германии действуют палаты – так называются местные саморегулируемые организации. Это и есть организации профессионального регулирования, делегированная модель регулирования. Есть Баварская палата инженеров-строителей, Баварская палата архитекторов, Берлинская палата архитекторов-строителей и т.д. На такие организации возложены функции регулирования деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры и строительства, проведение профессиональной аттестации архитекторов, инженеров, проектировщиков, экспертов технического надзора, допуск на рынок этих категорий экспертов и т.д. Т.е. организации профессионального самоуправления наделены определенным объемом тех полномочий, которые сегодня у нас во многих случаях выполняет государство.

Иллюстрацией того, что выполнение функций регулирования не обязательно находится в ведении государства, является пример Новой Зеландии. Там органом, который выдает разрешения на строительство и обеспечивает инспекционные проверки, может быть либо государственное учреждение, либо частное лицо, прошедшее соответствующую аккредитацию в специальном подразделении некоммерческой саморегулируемой организации.

Другим примером признания социального статуса саморегулируемых организаций является изменение ролей регулирующих и регулируемых сторон. Такой опыт наиболее часто применяется в США. В роли регулируемого выступает местный строительный надзорно-контролирующий орган, который проходит процедуру аккредитации, в то время как функции регулирующего и аккредитующего органа выполняет негосударственная организация – это дочерние предприятия Совета по международным кодексам. В США система регулирования является высокоразвитом саморегулируемым организмом, где потребность в инструментах регулирования определяется исключительно потребностями участников рыночных отношений – поставщиков и потребителей. Во взаимоотношениях с поставщиками государство выступает в роли делового партнера и одновременно в роли агента потребителя, который защищает общественные интересы. В этой роли американские органы государственного управления принимают участие в работе национальной системы технического регулирования наравне со всеми прочими его субъектами.

Госструктуры не должны заниматься тем, чем они не должны заниматься в рамках рыночной экономики. Необходимо построить такую модель регулирования отрасли, которая работает во всем мире

Классическая модель саморегулирования строительной отрасли создана, например, в Великобритании, где при наличии достаточно детального общего законодательства большая роль принадлежит саморегулируемым структурам. Ярким примером саморегулируемой негосударственной организации в этой стране является Национальный совет домостроительства Великобритании, к функциям которой относится определение стандартов строительства новых объектов недвижимости и рассмотрение жалоб от их покупателей. с целью удовлетворения жалоб совет организовывает работу по устранению недостатков и дефектов в жилых домах. Это то, что может делать саморегулируемая организация через страхование и что не делает государство. По сути, потребитель получает дополнительную поддержку, которая реализуется под руководством совета. Совет определяет стандартны в сфере строительства, стандарты разрабатываются комитетом, в состав которого входят представители потребителей, строительных компаний и других профессиональных организаций.

Можно привести еще много примеров, но теперь интересно понять, что же существует у нас. В течение последних не менее семи лет осуществляются попытки разработать рамочный закон о профессиональном саморегулировании, в парламенте было зарегистрировано три соответствующих законопроекта, но пока что так и не удалось урегулировать этот вопрос на законодательном уровне.

Государство всегда говорит о том, что не может отдать какие-то властные функции, которые должны принадлежать государству. Но речь не идет о том, что госорганы должны отдать властные полномочия – нет, они должны принадлежать государству. Просто госструктуры не должны заниматься тем, чем они не должны заниматься в рамках рыночной экономики. Необходимо построить такую модель регулирования отрасли, которая работает во всем мире.

ABCnews

Комментариев: 0
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
Читайте также:
Новости Все новости
Подробнее