Какие законы нужны стройотрасли?

Юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович» Максим Пучин рассказывает о трех необходимых изменениях законодательства
Безусловно, улучшение предпринимательского климата в строительстве возможно только при наличии необходимой законодательной базы. Впрочем, некоторые изменения все же происходят, о чем свидетельствует повышение Украины на 16 позиций которое позволило и занять 96 места в рейтинге благоприятности деловой среды «Doing Business – 2015», который ежегодно составляет Всемирный банк и Международная финансовая корпорация. Согласно данным исследования по индикатору «Начало строительства», Украина заняла 70-е место из 189 государств, получив 75 баллов из 100 возможных. По данным исследования, количество разрешительных процедур в этом сегменте составляет 8, непосредственно процесс получения разрешений растягивается на 64 дней, а стоимость достигает 10,2% от стоимости будущего помещения.
И все же, невозможно не обратить внимание на то, что проблемным вопросом остается отсутствие законодательных решений, призванных упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях строительства, начиная с подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. Необходимо продолжить работу над упрощением разрешительных процедур и дерегуляцией в строительстве, начатую правительством в 2013 году (количество процедур уменьшилось с 20-32 до 3-10, время прохождения уменьшился с 296-375 дней до 11-73).
Какие реальные шаги следует сделать законодателю?
Первое – принять положение о дерегуляции некоторых властных полномочий
В частности:
- дерегуляцию по части отмены нормы о необходимости согласования проектов строительства центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства;
- отмена несвойственных Минрегиону функций контроля за соблюдением законодательства о рекламе при строительстве;
- недопущение ограничения действия градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка в случае разработки, обновления или внесения изменений в действующей градостроительной документации;
- установление конкретного перечня органов исполнительной власти местного уровня, рассматривающих градостроительную документацию.
Предложенные законодательные решения усовершенствуют процедуру рассмотрения градостроительной документации, продолжат процесс дерегуляции в строительстве, создание более благоприятных условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности в строительной отрасли.
Второе – упростить процедуру подключения к инженерной инфраструктуре и установить единый тариф
Сегодня мы имеем полностью ручной режим определения цен на подключение. На практике встречаются случаи, когда один застройщик на подключение тратит в разы больше, чем другой, по аналогичному проекту, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на инвестиционный климат в этой области.
Именно индикатор «Подключение к электросети» тянет вниз Украины в «общем зачете» рейтинга «Doing Business – 2015» (Украина заняла 185 место, получив всего 32 балла из 100). Количество разрешительных процедур в этом секторе достигает 10 процесс получения разрешительных документов растягивается на 277 дней, а стоимость превышает 165,5% от дохода на душу населения.
С целью недопущения злоупотребления субъектами хозяйствования, которые предоставляют услуги по присоединению электроустановок к электрическим сетям, а также обеспечения равноправного положения субъектов хозяйствования необходимо:
- внести изменения в Методику расчета платы за присоединение электроустановок к электрическим сетям, утвержденной постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, от 12.02.2013 № 115, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 28.02.2013 за № 339/22871 (далее - Методика), способствующие гласности и открытости процедур регулирования;
- установить обоснованную и прозрачную процедуру определения платы за присоединение электроустановок заказчиков к электрическим сетям;
- обеспечить баланс интересов владельцев электрических сетей и заказчиков при определении платы за присоединение к электрическим сетям.
В случае принятия этих законодательных инициатив значительно уменьшатся неофициальные платежи и убытки вследствие уменьшения проявлений недобросовестной конкуренции, а также будет достигнуто стабильного функционирования топливно-энергетического комплекса Украины и уменьшения объемов теневой экономики.
Третье – разработать способы взаимодействия застройщиков с кредитными организациями
Высокие ставки процентов по банковским займам не дают свободно развиваться строительной отрасли. При увеличении процента по кредитам повышается себестоимость квадратного метра, и, соответственно, повышаются цены на жилье. Увеличение ипотечной ставки приводит к снижению спроса.
С целью восстановления доступного банковского кредитования застройщиков и покупателей жилья, повышения потребительской активности необходимо на законодательном уровне урегулировать осуществление Национальным банком Украины, в случае необходимости, исключительно целевого рефинансирования банков – для кредитов в реальную экономику, в том числе строительство. Пока же полученные средства банки тратят на валютные спекуляции и потребительские кредиты, что приводит к падению курса и росту импорта (бытовая техника и т.п.).
Принятие этих законодательных инициатив на государственном уровне обеспечит доступность кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств строительных организаций, развитие социальной ипотеки, поддержку платежеспособного спроса граждан при приобретении и строительстве жилья и стимулирования жилищного строительства.
ABCnews
- Как привлечь покупателя и отбиться от рэкетиров и конкурентов?24.06 12:06Спецпроектыпартнерство36630Инна Ковальчук, руководитель проекта Киевского публичного агентства коммуникаций/PR, о рецептах привлечения клиентов
- Девелоперам придется учиться быть открытыми01.06 08:49Спецпроектыпартнерство37550Только прозрачность спасет рынок от банкротств, скандалов и псевдообщественников
- Семь советов для городского развития Киева20.05 12:50Спецпроекты27080У Киева есть большой потенциал, который нужно грамотно использовать
- Регулирование стройотрасли: три возможности12.04 12:00Спецпроектымнение25980В мире есть три модели регулирования: организации профессионального регулирования, саморегулируемые организации и смешанная модель
- Кто виноват в хаотичной застройке Киева15.10 10:50СпецпроектыSOS31860Глава Совета UBC Елена Шуляк о том, почему увольнение Сергея Целовальника не решит проблемы города
- ТОП-5 новшеств в земельной сфере, которые коснутся всех25.09 11:15СпецпроектыSOS26580Председатель Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра Максим Мартынюк об изменениях в земельной сфере
- 12:0060269На 32% увеличилось количество сделок на первичном рынке жилья Киева в 1-3 квартале 2020 года
- 14:0325322CDS приглашает к сотрудничеству собственников земельных участков.
- 15:4442184«Ревизор новостроек» назвал лучшие жилые комплексы регионов Украины
- 13:4230410Ребрендинг Address.ua: как изменился известный портал поиска недвижимости
- 09:0032264HUB 4.0 CAMPUS: новий інноваційний простір в Києві
- 10:5839213Новостройки Киева резко подешевели: обзор рынка за май 2020.
- 17:0335424Итоги 2019 года: на рынке Киева в продаже 100 тысяч квартир
- 15:5865756Почему выгодно арендовать офис в бизнес-центрах Киева
- 11:0740480Рейтинг застройщиков Ирпеня 2019
- 12:1459567Старт продажів! CITY HUB – комплекс бізнес-класу в центрі міста
- 09:1935702"Интергал-Буд" в шорт-листе международной премии CRE Awards
- 15:5652212Ryanair распродает 1 миллион билетов
- 14:5934521США могут перестать выдавать визы беременным женщинам