Авторизация даст возможность комментировать публикации, записываться на мероприятия. Вы будете всегда в курсе происходящих событий.

Авторизация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:

Регистрация на портале

Правила регистрации на портале

Регистрация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:
30.11.2016, 11:34
Наталья Кушнир
4129
1

Что происходит с Лукьяновским трамвайным депо, которое превращают в ТРЦ (Фото)

ABCnews побывал на месте бывшего Лукьяновского трамвайного депо, где теперь строят торговый центр

Изучив, чем живут и как работают все три действующие столичные трамвайные депо, ABCnews решил узнать, что произошло с четвертым – Лукьяновским. Его закрыли в 2005 году, объединив с Подольским трамвайным депо и переведя туда весь подвижной состав. После этого на площадке были проведены демонтажные работы, и затем в течение нескольких лет участок площадью 4 га представлял собой заброшенный пустырь.

[Group 1]-IMG_9883_IMG_9893-11 images_0000

Один на миллион: как работает самое большое трамвайное депо Киева (Фото)

Хотя до этого в течение 111 лет депо обслуживало значительную часть пассажироперевозок по правому берегу Киева. История депо началась в 1894 году, когда здесь появилась линия конного трамвая. Уже через несколько лет линию электрифицировали.

Большинство других объектов, включая цеха, на территории депо уже снесены. Из бытовых зданий остались только построенные в советское время административный корпус и небольшая трансформаторная подстанция. Админкорпус пока работает частично, подстанция действует и поныне, питая всю местную трамвайную линию. Но со временем оба объекта пойдут под снос, поскольку не представляют ни исторической, ни культурной, ни архитектурной ценности.

IMG_9903Как работает старейшее в Киеве трамвайное депо 

Электричество поначалу добывали с помощью четырех огромных дизель-генераторов, которые производили электроэнергию путем сжигания дизеля. Они питали электричеством всю трамвайную линую, проходившую через Лукьяновку, и были установлены в здании, которое и сейчас называют дизель-генераторной электростанцией. Это историческое здание, как и расположенное рядом здание конторы, относится к памятникам архитектуры местного значения. Такой статус был присвоен обоим объектам в 2005 году, когда их причислили к нововыявленным памятникам архитектуры. Теперь они охраняются законом, их нельзя сносить.

Торцом к участку расположено здание бывшего Лукьяновского народного дома, построенное в 1900-1902 годах.

IMG_9896

С 1920-х годов и до конца Великой отечественной войны здесь располагался Клуб трамвайщиков, затем Дом культуры Киевского трамвайно-троллейбусного управления. С 2005 года здесь действует Киевская малая опера.

IMG_9869

Что касается всей территории бывшего трамвайного депо, то ее ожидают большие перемены. Они начались в 2012 году, когда сюда пришла компания Arricano с намерением построить ТРЦ. В октябре 2013 года были забиты первые сваи будущего ТРЦ.

Лукьяновка 1

Так выглядела дизель-генераторная электростанция после закрытия Лукьяновского трамвайного депо

IMG_9899

Так выглядит дизель-генераторная станция сегодня

"В проект мы зашли, когда здесь уже были демонтированы основные цеха. Но два охраняемых законом здания мы должны сберечь и отреставрировать. Хотя, признаюсь, реставрация стала для нас новым направлением", – рассказывает руководитель проекта ТРЦ "Лукьяновка" Николай Якименко.

IMG_9933
Как работает депо, обслуживающее новейшие трамваи в Киеве

Для девелопера, построившего в Украине шесть торговых центров и управляющего сейчас пятью объектами, проект на Лукьяновке особенный. Обычно ТРЦ строятся на чистых, ровных участках, здесь же есть два памятника архитектуры. Поэтому для разработки проекта реставрации компания наняла специалистов из "УкрНИИпроектреставрация", которые провели масштабную работу по анализу и оценке технического состояния объектов и по участку в целом.

"Наша задача – вернуть фасады в первоначальное состояние, согласно изначальному проекту", – говорит Николай Якименко. Правда, полного оригинального проекта электростанции нет, удалось найти только несколько чертежей фасадов, на которых видно, например, что изначально окна были цельными, тогда как сейчас на них есть лишние перемычки.

IMG_9920

К сожалению, здание дизель-генераторной электростанции успели обезобразить, особенно в советское время. Несмотря на то, что внутренние помещения не отличались эстетикой, не были декорированы лепниной и другими украшениями, их все равно сумели испортить, обложив скучной плиткой и покрасив масляной краской.

IMG_9946

IMG_9940

IMG_9953

Досталось и наружным стенам с окнами – их рисунок и рамы меняли бессистемно и сейчас оригинальных окон почти не осталось. Нижняя часть здания долгое время была на несколько метров спрятана под землей. Сейчас стены раскопали – в нижней части они заметно светлее.

IMG_9936

Во время реставрации фасады будут очищены, кирпичная кладка – восстановлена, рисунок окон – воссоздан.

IMG_9912

IMG_9913

Внутри здание ожидают существенные перемены. Сейчас основную часть подвала здания занимают мощные и объемные фундаменты, построенные отдельно от фундаментов самого здания специально для того, чтобы выдерживать вес тяжелых дизель-генераторов. Эти фундаменты для дизель-генераторов и сейчас находятся в очень хорошем состоянии, но занимают слишком много места. Поэтому их частично демонтируют, и освободившееся пространство используют под другие нужды, в частности, под музей или галерею. При этом будут выполнены независимые фундаменты под внутренний каркас здания и укреплены стены, что позволит им простоять еще долгие годы.

IMG_9949

IMG_9950

Лукьяновка 12

Лукьяновка 15

Когда здание электростанции досталось Arricano, 70% его конструкций находились в аварийном состоянии, особенно кровля. Сейчас там меняют фермы, причем выполнять их планируют под оригинальные металлоконструкции столетней давности, затем будут заново делать крышу.

[Group 3]-IMG_9961_IMG_9968-8 images_0000

IMG_9952

IMG_9954

IMG_9937

Интересная деталь: под фундаментами для дизель-генераторов была обнаружена прослойка из прессованной стружки коры дерева, скорее всего, пробкового дерева, которая гасила вибрацию от дизель-генераторов.

IMG_9973

Кроме того, здание электростанции вернет себе свою историческую функцию: в него будут перенесена электрическая подстанция "Киевпастранса", которая не представляет собой никакой культурной ценности и поэтому пойдет под снос. Также в здании предполагается организовать торгово-административные помещения.

IMG_9911

"Мы сохраняем и восстанавливаем фасады электростанции, но полностью меняем наполнение здания. Историческое здание  станет частью торгово-развлекательного комплекса, его сердцем, и заживет второй жизнью", – объясняет Николай Якименко.

Здание конторы также будет реконструировано: фасады реставрируют, а внутри проведут современные инженерные коммуникации. Каким будет назначение здания, девелопер пока не определился, это будет зависеть от рыночных условий.

IMG_9907

IMG_9882

За действиями Arricano внимательно следят органы охраны культурного наследия. "Мы получили соответствующие условия и требования по реставрации этих зданий от управления охраны культурного наследия КГГА (сейчас расформировано, его функции переданы департаменту культуры КГГА). Так, нам нельзя менять архитектуру зданий, основной предмет охраны обоих памятников – это фасады", – рассказывает Николай Якименко.

IMG_9875

Поскольку участок расположен в центральном историческом ареале Киева, девелопер обязан согласовывать свои действия с Министерством культуры, в частности, с его департаментом охраны культурного наследия. Так, только проект реставрации электростанции и строительства ТРЦ согласовывался в Минкульте в течение года, хотя требования чиновников, признает Николай Яковенко, были вполне адекватными.

IMG_9877

Общий проект ТРЦ делало английское архитектурное бюро Chapman Taylor, у которого был опыт работы с памятниками архитектуры. Архитекторы предложили вписать электростанцию в ТРЦ. Согласно проекта, конструкции самого ТРЦ не примыкают к зданию электростанции, но кровля торгового центра сверху консольно подходит к нему стеклянной крышей. Между стенами ТРЦ и станции будет проход в виде широкой торговой галереи.

ТРК Лукьяновка 2

ТРК Лукьяновка 3

Реконструкции подлежат не только надземные сооружения, но и множество коммуникаций. Например, по участку протекает ручей Скоморох, впадающий в реку Лыбедь. Еще до строительства здесь трамвайного депо ручей загнали в коллектор размером 2,8 м на 1,6 м. "Киевавтодор" обязал девелопера провести чистку коллектора и частичную реконструкцию на некоторых участках. Пришлось девелоперу модернизировать и узлы по водоканалу и газоснабжению, не говоря уже о модернизации подстанции "Киевэнерго". "Мы инвестировали значительные средства в  подготовительный этап и сети, еще не начав строить", – признается Николай Якименко.

ТРК Лукьяновка 1

Сейчас на площадке выполняются монолитно-каркасные работы по зданию ТРЦ, уже выполнено около 45% работ по каркасу.

IMG_9880

Общая площадь проекта составит 115 тыс. кв м, арендуемая – около 47 тыс. кв. м. В здании будет двухуровневый подземный паркинг и два надземных торговых этажа, а также частично третий этаж в зоне развлечений. Крыша в ТРЦ будет эксплуатируемой и "зеленой".

Примечательно, что девелопер не ограничил свою социальную ответственность только границами собственного участка. Территория бывшего депо будет ревитализирована, а пешеходные и транспортные потоки реформированы согласно новой транспортной схеме Лукьяновкой площади. Какой она будет, станет известно в ближайшее время.

LUK_fin1.RGB_color.0004

Ранее уже было разработано несколько концепций транспортной модели этой местности, один из вариантов был утвержден распоряжением КГГА.  Недавно при КГГА была создана рабочая группа, которая занимается анализом возможности корректировки концепции развязки с целью организовать на Лукьяновской площади публичное пространство и сделать ее пешеходной. Было выполнено моделирование транспортных потоков,  которое показало, что возможность сделать здесь пешеходную зону без ущерба для транспорта есть. Осталось только, чтобы городские власти приняли окончательное решение, что для них важнее – пешеходы или транспорт.

LUK_fin1.RGB_color.0005

"Когда мы заходили в проект, из Эстонии приехал мажоритарный инвестор Arricano. Мы как раз определялись с выбором участка, и когда он узнал о местных памятниках архитектуры и увидел здание дизель-генераторной станции, то сказал: "Все, делаем!". Вот мы и делаем, это здание стало основой нашей концепции и главной особенностью проекта", – улыбается на прощание Николай Якименко. 

Фото: Сергей Незнамов

ABCnews

Комментариев: 1
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
  • "Клуб Трамвайщиков" трогать нельзя. До 1920 года здесь был "Народный дом" для просвещения киевлян и творческой самореализации.
    0
Читайте также:
Новости Все новости
Подробнее