Как упростить процедуру получения почтового адреса. ABCnews - строительство, недвижимость и технологии в Украине
Авторизация даст возможность комментировать публикации, записываться на мероприятия. Вы будете всегда в курсе происходящих событий.

Авторизация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:

Регистрация на портале

Правила регистрации на портале

Регистрация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:
07.07.2015, 10:45
25197
0

Как упростить процедуру получения почтового адреса

Советы от юриста ЮФ «Астерс» Романа Дробоцкого

Строительная отрасль в той или иной мере сталкивается с разными проблемами, которые в комплексе делают строительный процесс длительным и вносят множество различных издержек, что в итоге сказывается на окончательной стоимости объектов недвижимости и их качестве. Основные проблемы находятся в сфере налоговой нагрузки, процесса получения и оформления прав на землю и получению доступа к инженерным сетям и коммуникациям на рынках, где существуют монополии. Однако упомянутые сферы не относятся напрямую к процессу проектирования и строительства, а являются комплексом проблемных вопросов, с которыми сталкивается не только строительная отрасль. В то же время существует законодательство, регулирующее проблемные сферы, а вопросы, которые приходится решать строительной отрасли, не всегда лежат в законодательной плоскости.

Кроме этого существуют иные проблемы технического и юридического характера, которые можно решить на законодательном уровне. Одной из таких проблем строительной отрасли, которая явно нуждается в решении, является вопрос присвоения почтового адреса объектам недвижимого имущества.

Существует множество различных порядков и способов присвоения почтовых адресов, которые отличаются в зависимости от места их утверждения и вертикали органов власти на местах 

На сегодняшний день вопросы присвоения почтового адреса объектам недвижимости не урегулированы достаточно четко на законодательном уровне. В связи с этим проблема зачастую решается на усмотрение органов местного самоуправления. Таким образом, существует множество различных порядков и способов присвоения почтовых адресов, которые отличаются в зависимости от места их утверждения и вертикали органов власти на местах.

В то же время наличие присвоенного почтового адреса является обязательным условием для регистрации права собственности на недвижимость, осуществления сделок с недвижимостью и ее использования.

Отсутствие законодательного регулирования в этом вопросе порождает безответственность и коррупцию. Нередки случаи, когда инвесторы и собственники несут огромные издержки в связи со сложившейся ситуацией и порочной административной практикой в вопросах присвоения почтовых адресов готовым объектам недвижимости.

Например, обязательства застройщиков\заказчиков зачастую привязаны к моменту ввода объекта в эксплуатацию и/или регистрации прав собственности на недвижимость. Однако на практике между вводом построенного здания в эксплуатацию и регистрацией прав собственности на такой объект возникает необходимость получить документ, подтверждающий присвоение объекту недвижимости почтового адреса. И если процедуры ввода в эксплуатацию и регистрации прав собственности на недвижимость урегулированы на законодательном уровне, имеют определенные сроки, которые можно разумно просчитать, то в случае с присвоением почтового адреса мы попадаем на территорию, где законы не работают, а временное пространство искривляется в промежутке от одного до нескольких месяцев, которые требуются чиновникам для подписания документа о том, что конкретному зданию присвоен конкретный почтовый адрес. При этом отдельно существует понятие присвоения строительного адреса объекту недвижимости на период его строительства и/или адреса земельного участка при его отводе.

Допустим, у вас есть большой частный дом, и вы решили его половину выделить в отдельный объект недвижимости и продать или подарить детям. В таком случае на оформление работ по реконструкции (если это будет необходимо) и ввода в эксплуатацию вам понадобится менее месяца, также всего несколько дней необходимо для регистрации права собственности на выделенный объект. Однако перед подачей документов для регистрации прав собственности вам понадобится получить решение местных властей о присвоении почтового адреса для части дома, которая выделяется.

Выходит, что сначала земельному участку присваивается адрес на этапе его отвода, потом для этого же участка присваивается строительный адрес, но уже для идентификации объекта недвижимости на период его строительства на этом участке. И, как кульминация, после ввода в эксплуатацию недвижимости, для того, чтобы зарегистрировать на нее право собственности местным властям, оказывается, снова необходимо произвести многоуровневую «многоходовку» проверок документов и получения различных согласований для того, чтобы присвоить объекту почтовый адрес.

original20931771

Знакомство с местными порядками присвоения почтовых адресов может быть очень полезным для расширения знаний в области количества разнообразных документов, необходимых для присвоения почтового адреса объекту, как и наличия местных органов власти, самоуправления, коммунальных предприятий и т.п. которые, оказывается, непосредственно задействованы в процессе согласования и присвоения столь необходимого почтового адреса. Зачастую перечни документов, которые необходимо подать для присвоения почтового адреса, существенно превышают количество документов, необходимых непосредственно для получения разрешения на строительство, ввода в эксплуатацию и регистрации прав собственности. В Киеве, например, почтовые адреса объектам жилой недвижимости присваиваются районными государственными администрациями, а всем остальным объектам недвижимости – Департаментом градостроительства и архитектуры. По сути, существующая процедура присвоения почтового адреса частично дублирует процессы по формированию земельных участков и выделению земли, процессы получения исходной и разрешительной документации для строительства, ввода в эксплуатацию и регистрации прав собственности и существует параллельно на местном уровне, но живет по своим правилам.

Депутатами Верховной Рады Украины прошлого созыва была сделана попытка законодательно урегулировать вопрос присвоения почтового адреса объектам недвижимости в законопроекте №2444а. Проект Закона прошел согласование профильных комитетов, одобрен Главным научно-экспертным управлением и подготовлен для принятия за основу в первом чтении в соответствии с проектом постановления Верховной Рады от 20.11.2013 года. Однако в ноябре 2014 года проект Закона был отозван. В соответствии с проектом Закона местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в населенных пунктах, а вне населенных пунктов – районные государственные администрации получали полномочия по утверждению соответствующих порядков и присвоению почтовых адресов объектам недвижимости. Также предполагалось, что присвоение почтовых адресов будет осуществляться бесплатно на протяжении семи рабочих дней на основании заявления и трех поданных документов, подтверждающих (i) права на землю, (ii) права на недвижимость / либо документ о вводе в эксплуатацию, и (iii) уплату паевого инфраструктурного взноса.

Однако упомянутый законопроект не решил бы проблему по сути, а лишь узаконил бы ее существование. Само требование о существовании отдельного распорядительного документа о присвоении почтового адреса готовому объекту недвижимости как результат отдельной административной процедуры является анахронизмом времен советского прошлого. Существующий в нынешнем виде механизм присвоения почтовых адресов является пережитком прошлого и должен быть ликвидирован как явление.

В Киеве, например, почтовые адреса объектам жилой недвижимости присваиваются районными государственными администрациями, а всем остальным объектам недвижимости – Департаментом градостроительства и архитектуры 

Фактически существующая система реестров почтовых адресов является составной частью градостроительных кадастров, которые, в свою очередь, ведутся с учетом базы данных государственного земельного кадастра на государственном и местных уровнях. Первичное присвоение адреса земельного участка на этапе его отвода должно быть основой для почтового адреса объектов недвижимого имущества, построенных на таком земельном участке. По сути, кадастровый номер земельного участка, который является уникальным и не повторяется на всей территории страны, можно использовать для автоматического присвоения почтового адреса объектам недвижимости, которые строятся или построены на таком участке. Это означает, что при наличии определенных алгоритмов запрограммированных в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в связке с информацией из Государственного земельного кадастра и градостроительных кадастров на местах, почтовый адрес объектов недвижимости может присваиваться системой в автоматическом режиме при регистрации прав на недвижимость.

В данном контексте следует учитывать, что в соответствии с Законом о децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля c 1 сентября 2015 года. полномочия ГАСИ относительно регистрации и выдачи разрешительных документов для строительства, в том числе для целей реконструкции, а также принятия в эксплуатацию законченных объектов, перейдут в исполкомы местных советов или в структурное подразделение по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской городской государственной администрации для г. Киева (кроме объектов V категории сложности для городов и IV-V категорий сложности для сел и поселков). Таким образом, уже в ближайшее время полномочия относительно прав на землю, а также выполнение строительных работ и ввода готовых объектов в эксплуатацию будут фактически собраны под одной крышей местных советов и их исполнительных органов.

Если предположить, что ранее функции и полномочия по присвоению почтовых адресов объектам недвижимости выступали своего рода «компенсаторами» на местном уровне при централизованной системе власти в стране, то с учетом последних законодательных новшеств, направленных на децентрализацию, «бесплатная административная работа» по присвоению почтовых адресов должна быть упразднена и автоматизирована. Это позволит существенно упростить процедуры и издержки в строительстве, повысить инвестиционную привлекательность отрасли в целом, сократить бюджетные расходы и ликвидировать коррупционную составляющую в процедурах присвоения почтового адреса объектам недвижимости. 

ABCnews

 

Читайте также: Как реформировать регистрационную систему

Комментариев: 0
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
Читайте также:
Новости Все новости
Подробнее