Какие крупные инфраструктурные проекты в ближайшее время воплотят в Киеве. ABCnews - строительство, недвижимость и технологии в Украине
Авторизация даст возможность комментировать публикации, записываться на мероприятия. Вы будете всегда в курсе происходящих событий.

Авторизация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:

Регистрация на портале

Правила регистрации на портале

Регистрация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:
15.12.2017, 13:32
Оксана Гришина
1772
0

Какие крупные инфраструктурные проекты в ближайшее время воплотят в Киеве

Гендиректор Киевского инвестиционного агентства Олег Мистюк рассказал ABCnews о проектах, которые воплотят в Киеве в ближайшее время

Генеральный директор Киевского инвестиционного агентства Олег Мистюк рассказал ABCnews о значимых для столицы инфраструктурных проектах, которые в ближайшее время могут быть воплощены.

Вопрос обращения с отходами был и остается стратегическим для Киева. Обсуждался проект размещения мусороперерабатывающего завода рядом с ТЭЦ-6 на Троещине, но жители категорически возражали. Какая ситуация сейчас?

Киевсовет принял решение в 2019 году закрыть самый большой полигон в Подгорцах. И участокна Троещине изначально планировался городом под функцию решения проблемы отходов. Но сейчас мы понимаем, что это не будет мусоросжигающий завод, а этот участок и другие рассматриваются, как потенциальные для размещения центров по переработке отходов по модели, созданной в Японии и США.

Только в этом году мы получили шесть заявок от иностранных инвесторов, специализированных компаний, от Ближнего Востока до США и Европы. Пока нет окончательного решения, какая именно технология будет наиболее приемлемой для города, но экологические стандарты к ней выставляются самые жесткие.

Но одной площадкой дело не ограничивается?

Недавно была одобрена городская программа по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО – Ред.). Опять-таки, в мире есть несколько подходов. В странах, где территории мало и тарифы на электричество высокие, выгодно сжигать весь мусор, вырабатывая электричество, ведь "хоронить" отходы дорого. А есть страны, та же Польша, где применяется другая схема: разделяют органические отходы и вторсырье, а ТБО измельчают и вывозят на полигоны.

Но мы ведь будем выбирать лучший подход?

Да. Поэтому мы анализируем все предлагаемые технологии. Город принимает в учет технологии мусоросортировки по польскому сценарию, но среднюю фракцию рациональней использовать для производства топлива (RDF/SQF), а не выбрасывать на полигоны. Зола, образующаяся после использования RDF/SQF в качестве топлива, может быть применена в строительстве. И эта зола уже протестирована экспертами Научно-исследовательского института. Именно эта технология позволит городу закрыть все полигоны, так как в них не будет потребности.

Есть еще один сценарий, при котором у нас будет четыре-пять центров по обращению з бытовыми отходами. Один из них находится рядом с шестым полигонном напротив киевского пивоваренного завода "Славутич". Так что эти 5,5 га на Троещине всего лишь малый аспект большой проблемы, которую город пытается решить.

Когда мы увидим первые шаги по воплощению городской программы?

На самом деле программа уже в процессе реализации. Это стало возможным, когда в украинское законодательство был внесен термин "услуги по переработке бытовых отходов". Де-факто это означает, что у муниципалитета появилась возможность через ProZorroзакупать услугу по переработке мусора с заключением контракта на 5-10 лет, и привлекать иностранных инвесторов.

Некоторые технологии позволяют перерабатывать мусор практически в ноль. Компании готовы построить центры по обращению з бытовыми отходами в Киеве, но при условии долгосрочного контракта на 200-500 тыс. тонн мусора в год.

А психология? Да, технологии "чистые", но сам факт своза мусора в черте городауже вызывает недовольство населения.

Очень сложно преодолеть протестные настроения, поэтому мы пытаемся искать другие пути. Например, в Киевской области есть несколько небольших водоканалов, у которых есть свои станции аэрации. Но они изношены. Мы вели переговоры с одним из этих водоканалов: как они воспримут, если Киев привлечет инвестора, который отремонтирует станцию аэрации, а на освободившихся площадях построит такой Центр. Пока ждем ответа от предприятия.

Fernwarme_Wien_2

Какова судьба другого крупного инфраструктурного проекта, бизнес-парка "Киевская гавань" на Троещине?

Концепцию этого парка мы пересматриваем с международными экспертами. Прежде всего, изучаем опыт Южной Кореи, консультируемся с их министерством инфраструктуры, земли и транспорта. Недалеко от Сеула создан самый огромный и современный технопарк в мире, который был построен всего за два-три года. Мы не просто попросили у них консультаций, но также помощи в открытии в Киеве представительств их компаний. Потому что без понимания требований к площадкам таких гигантов как Samsung или Hyundai, сложно проектировать. И пока мы не соберем коллаж, кого мы там увидим, приступать к проектированию и прокладыванию инженерии нецелесообразно.

Есть и другой вариант по развитию технопарков: посередине участка врезается траншея, в нее укладывается труба, и кто хочет ‒ подключается со своими мощностями. Но мы не идем таким путем. Потому что "Киевская бизнес гавань" масштабней подобных проектов в других городах Украины. Исходя из этого мы трансформировали саму концепцию.

Как изменилась концепция?

Мы одновременно создаем четыре технопарка. Первая зона будет отдана под логистику. Есть надежды, что туда может переехать киевская таможня со своими складами. Планируя технопарк, надо смотреть на улучшение транспортной инфраструктуры под него. Поэтому мы начинаем прорабатывать вместе с Киевавтодором проект шестикилометровой дороги, которая может связать этот технопарк с Броварами, и далее – с Борисполем.

Второй блок может быть отдан производителям индустриального оборудования под техно-оптовый рынок. Эту идею мы пока обсуждаем. В третьем блоке обязательно будет производство фармацевтической продукции.

А вот наполнение четвертого блока – пока под вопросом. И знаете, с кем мы проводим консультации по этому поводу? Через голландских экспертов с гаитянами. За 2 млрд долларов на Гаити построен один из лучших технопарков в мире Caracol, и они готовы консультировать.

Надеюсь, уже в первой половине 2018 года мы начнем проектировать сети этих четырех технопарков.

А какие идеи нам могут предложить гаитяне?

И гаитяне, и корейцы акцентируют, что если рядом с участком под технопарк находится тепловая станция, то грех этим не пользоваться. Не поверите, но паровые машины сейчас могут стать инновационным решением. Поэтому в нашей бизнес-гавани все инвесторы могут получить плюсы, которые дает соседство площадки с ТЭЦ-6.

supertree4

Еще один острый вопрос – энергосистема города. Когда "Киевэнерго" выходит из управления теплосетями Киева?

Формально договор с "Киевэнерго" заканчивается 31 декабря этого года. Решением Киевсовета компании было предложено продлить договор до 27 апреля следующего года. Пока "Киевэнерго" не дало своего согласия, поэтому может оказаться, что компания отходит от управления 1 января. Но была достигнута согласованная позиция, что до конца отопительного сезона "Киевэнерго" остается оператором.

Был ли проведен аудит теплосистемы Киева?

Уже все сделали. Проведен анализ тех улучшений, которые были сделаны компанией "Киевэнерго". Но "Киевэнерго" ожидает, что город компенсирует улучшение городских активов за счет, как они декларируют, своего капитала. Это ведь прописано в договоре, подписанном во времена Омельченко.

Мэр Виталий Кличко декларировал, что мы ведем переговоры с возможными концессионерами из нескольких стран. Киевское инвестиционное агентство постоянно поддерживает диалог с инвесторами по анализу и отработке условий возможного сотрудничества. Но для объявления конкурса на привлечения концессионера нам не хватает решения НКРЭ о вводе RAB-тарифа на теплодистрибуцию. Такое решение создало бы больший интерес среди инвесторов.

С другой стороны, есть возможность привлечь ресурс от международных финансовых организаций на выгодных для города условиях под модернизацию энергосистемы – теплогенерацию и теплодистрибуцию. Нынешнему оператору не выдадут такой кредит, а только городу, и при условии наличия нового квалифицированного оператора, способного принимать эффективные решения по использованию этих кредитных средств. Поэтому мы будем работать в формате management contract – привлекать команду специалистов по управлению теплосистемой, и выстраивать правильную систему корпоративного управления.

То есть по факту, город привлекает внешнюю команду к управлению, но не отдает в концессию сети, пока не приведет их за счет кредитных средств в порядок?

Это лишь один из возможных сценариев. На самом деле их три или четыре, над всеми мы работаем.Описанный ‒ базовый, ведь мы столкнемся с тем, что придется пояснять, почему за компетенции этой привлеченной команды надо платить. При этом очень сложно определить, на какие критерии необходимо ориентироваться: улучшение качества сервиса, уменьшение количества аварий, понижение тарифа, вывод бизнеса на прибыльность и т.д.

В 2018 году у нас будет одобрен RAB-тариф, что позволит городу объявит тендер на поиск концессионера уже через год.

Но требования к будущему концессионеру у города уже сформированы?

Будущий концессионер должен взять на себя определенные инвестобязательства: вложить в модернизацию системыкак минимум $300 млн в течение 10 лет. При этом стоит отметить, чтобы в течение 10 лет вернуть инвестицию в $300 млн, нужно повысить тариф на тепло для населения на 7%. По сравнению с тем повышениемна 30-50%, которые мы уже видели в последние годы, это незначительный рост. Но $300 млн, вложенные в модернизацию и энергоэффективные проекты, уменьшат потребление газа на те же 7%. То есть мы потенциально можем уйти в ноль, что не отразится на платежках для населения, если вложить эти средства сразу. Но кто возьмет на себя такое огромное капиталовложение – город или инвестор? Этот вопрос пока остается открытым.

Расскажите о социальных проектах, старт реализации которых может быть начат уже в этом году.

До конца года мы планируем подписать инвестдоговор по школе на Оболони, на которую претендуют два международных инвестора. Цель – построить одну из самых лучших международных школ в столице.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как выглядит самый технологичный детский сад Украины

Несмотря на то, что мы не наблюдаем дефицита мест в школах этого района, мы понимаем, что спрос на такую школу есть со стороны Оболонских липок. И пока есть возможность привлечь в Киев образовательные услуги – это надо делать. В соседних странах это сработало. У нас сейчас можно по пальцам пересчитать международные школы, а конкуренция лишней не бывает.

Вряд ли новая школа снизит цены на образовательные услуги такого класса.

Зато появится выбор и будет гарантировано качество учебного процесса. В своих презентациях потенциальные операторы показывали нам, какие школы они делали в других странах, программу, требования к профессуре, как решается вопрос с педсоветом.

Кто же эти потенциальные операторы?

Пока мы их не называем. Они будут презентовать свои проекты до конца года. Возражений от местных жителей нет. Я общался с мажоритарными депутатами от Оболони, они получили подтверждение от общественности, что та поддерживает частные международные школы. Была дискуссия внутри города, в каком формате община хочет получить компенсацию за участок, отведенный под строительство частной школы, и было решено – в виде денег – 15 млн грн, которые в дальнейшем будут использованы на ремонт муниципальных школ в том же районе.

А компенсация бесплатными местами будет предусмотрена?

Мы пришли к выводу, что бесплатные места в таких школах будут коррупционогенным фактором. Поэтому взяв деньгами, которые пойдут на улучшение школ в том же районе, достигнем двойного эффекта. Во-первых, увеличивается количество мест в школах, во-вторых, инвесторы берут на себя часть финансовой нагрузки на развитие сети в целом.

FPT-University-Technology-Building-by-Vo-Trong-Nghia_dezeen_784_1

Какие еще требования к проекту школы?

Наши требования – построить школу на 660 мест и соблюдать градостроительные нормы. Все остальное – право инвесторов.

Есть еще один проект развития социальной сферы, на который уже есть потенциальные инвесторы, и реализацию которого мы хотим начать в этом году. Детский садик на участке 38/8, это Позняки-Оскорки. Там ситуация противоположная оболонской: перегруз по спросу составляет 120-130%, даже учитывая потенциально открывающиеся учреждения на первых этажах. Поэтому создание частного садика переформирует спрос, освободит места в муниципальных садиках и позволит уменьшитьв них очередь. Садик планируется на 240 мест.

ABCnews

Комментариев: 0
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
Читайте также:
Новости Все новости
Подробнее