Чтобы конкурировать с другими городами, нужно быть более быстрыми и открытыми – мэр Вильнюса. ABCnews - строительство, недвижимость и технологии в Украине
Авторизация даст возможность комментировать публикации, записываться на мероприятия. Вы будете всегда в курсе происходящих событий.

Авторизация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:

Регистрация на портале

Правила регистрации на портале

Регистрация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:
27.12.2017, 11:57
Наталья Кушнир
1459
0

Чтобы конкурировать с другими городами, нужно быть более быстрыми и открытыми – мэр Вильнюса

Фото: tmf-dialogue
Фото: tmf-dialogue

ABCnews узнавал у мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса, как городу удалось стать одной из самых привлекательных столиц Европы

Вильнюс в несколько раз меньше Киева по численности населения, но неизмеримо комфортней и организованней украинской столицы. После Brexit сюда потянулись европейские стартаперы и предприниматели, которым стало неудобно работать в Великобритании. Вильнюс охотно открыл им свои двери, но при этом продолжил успешно заниматься решением внутригородских проблем. ABCnews пообщался с мэром Вильнюса Ремигиюсом Шимашюсом и выяснил, как городу удается развиваться, конкурируя с другими европейскими городами, и при этом сохранять его богатое архитектурное и культурное наследие.  

 

Чем Вильнюс отличается от других европейских городов?

Вильнюс – исторический город, красивый и уютный. В то же время он продвинутый с технологической точки зрения, что связано с несколькими факторами. Во-первых, это молодой город, один из самых молодых городов Северной Европы. Во-вторых, здесь все очень хотят, чтобы завтра было лучше, чем вчера, что связано в первую очередь с развитием технологий. Есть города, в которых люди будут довольны, если завтра будет так же хорошо, как сегодня. Но это не о Вильнюсе. 98% жителей Вильнюса рады, что живут именно здесь. Это, по данным Еврокомиссии, лучший показатель во всем ЕС. И связано это не с тем, что уже все хорошо, а с тем, что все улучшается.

Расскажите о вашей политике как мэра Вильнюса.

Моя стратегия как мэра состоит в том, что если мы хотим конкурировать с другими городами, то мы должны быть более быстрыми и открытыми, чем другие. Open data – как раз один из этих аспектов. Если говорить с практической точки зрения, у меня по этому поводу достаточно радикальная позиция: вся информация должна быть доступна. Я не знаю ни одного другого города с такой радикальной политикой в вопросе открытых данных: мы даем рынку и людям всю информацию, которая не запрещена законом, например, европейским законодательством о защите персональных данных. Вся остальная информация у нас публична и ее можно использовать. Есть некоторые компании в других городах, которые не предоставляют свои данные рынку, а у нас – дают, потому что мы им тоже даем данные, например, Uber.

Второй вопрос – быстрота. Когда тот же Uber заходил в Вильнюс, ему на открытие понадобилось менее четырех недель. Это вдвое быстрее, чем их прежний лучший результат по скорости выхода на новый рынок. В целом, в то время как некоторые города думают о запрете таких сервисов как Uber или Airbnb, здесь все это открыто и возможно – такая у нас политика. Ведь для развития стартапов самое важное – наличие талантливых сотрудников, для которых, в свою очередь, важно, чтобы город был уютным и удобным, а также, чтобы их идеи были приемлемыми для горожан и муниципалитета.

Если говорить о других популярных технологиях, то мы очень открыто смотрим на блокчейн. У Литовского Нацбанка есть специальная программа по его внедрению. Экспериментируют с ними работающие в Литве банки и финучреждения. Все это – результат открытости и быстроты, которые критически важны для развития инноваций.

Где вы используете open data и какие проблемы это помогло решить?

Используем мы ее везде, у нас открыта любая информация. Из примеров могу привести проблему с детскими садами: три года назад в муниципальных садиках не хватало мест для 5 тыс. детей. Естественно, возникали вопросы о коррупции: кто и как попадает в садик. Первым делом мы сделали open data для детских садов: когда ты регистрируешься в очередь, то получаешь свой код и можешь постоянно отслеживать свое место в ней, сравнивать с другими кодами. Вопрос коррупции был снят за два месяца.

Но это не решило проблему детских садов.

Ее мы решаем другим путем. За последние два года мы создали 3,5 тыс. мест в детсадах, большинство – в муниципальных, но часть – в частных. В частные сады мы даем ваучер в размере 100 евро в месяц. В итоге благодаря тому, что мы открыли новые муниципальные садики, большинство детей уже ходит именно в них, а не в частные.

Сколько было вложено в развитие инфраструктуры за последнее время?

Должен сказать, что со стороны муниципалитета – ничего. Но если рассматривать инфраструктуру в целом, то важнейшей ее частью является интернет. 15 лет назад в Литве начались большие вложения в него со стороны государства и Евросоюза, оптоволоконная связь была проведена по всей территории страны. И сейчас Литва наравне с Сингапуром стабильно входит в тройку стран-мировых лидеров с лучшим интернет-покрытием. Ведь интернет и Wi-Fi – это уже обязательное требование со стороны как местных жителей, так и тех, кто приезжает в другую страну.

Один из новейших инфраструктурных проектов Вильнюса – это Vilnius Tech Park. Как он создавался и какую роль сыграл в его создании муниципалитет?

Этот технопарк расположен на землях муниципальной собственности. Прежде там располагалась больница, которая переехала на новое место. Но здания на участке остались. Частные инвесторы пришли с предложением сделать там технопарк, вложили свои инвестиции. Так и получился Vilnius Tech Park.

Как родилась идея переделать бывшую больницу в технопарк?

Когда она появилась, я еще даже не был мэром Вильнюса. Родилась она как бы снизу: пришли люди и предложили. На реализацию идеи понадобилась пара лет. Свою работу технопарк начал летом 2016 года.

Вы довольны результатом?

Да. По крайней мере сейчас – да.

Vilnus Tech park3

Планирует ли город выделять новые территории для технопарков?

Да, планирует. Очевидно, что есть здания и территории, принадлежащие как городу, так и другим лицам. Мы в содействии с муниципальными и общественными институциями работаем в этом направлении, чтобы найти новые локации. Потому что Vilnius Tech Park оказался очень успешным проектом, и есть необходимость в расширении. Тут также можно отметить, что уже есть другие подобные проекты, например, Barclays Bank, который создает стартап-пространства в разных городах мира, и одно из них открылось в 2016 году в Вильнюсе. Такие проекты муниципалитет поддерживает только, так сказать, морально и с точки зрения логистики, но не финансово.

Есть у вас понимание того, сколько технопарков вы хотите открыть в городе в ближайшие годы?

Конкретного плана, что за ближайшие пять лет нужно открыть пять технопарков, нет. Наша задача – помогать, особенно на начальных стадиях. Потому что мы видим, что технопарки помогают уже довольно хорошим компаниям вырасти на новый уровень. Хотя один обучающий проект, такой себе технариум – пространство, где люди работают в кооперации – мы даже финансировали. Мы вообще стараемся инвестировать в образование.

Например?

В этом году мы начали программу "микрокомпьютер – школьнику", в рамках которой все пятиклассники Вильнюса получили по микрокомпьютеру. Микрокомпьютер представляет собой некий конструктор, микросхему, с помощью которой можно программировать, подключив к монитору, или превратить в мозг маленького робота, или использовать в другом it-формате. Наша мысль – дать детям попробовать что-то сделать самостоятельно. Ведь все они используют гаджеты, но не создают при этом ничего нового. Этот муниципальный проект – тоже своего рода стартап, идея которого родилась в прошлом январе. Мы даже обсуждали ее реализацию с другими стартаперами.

Она дорого обошлась бюджету?

Обычно такой миникомпьютер стоит 29 евро, но поскольку мы покупали их много, они обошлись значительно дешевле.

Сколько у вас школ?

Около 170.

Если вернуться к развитию города, есть ли у муниципалитета свободные территории и как вы планируете их развивать?

Вильнюс – достаточно рассредоточенный город, в нем не столько жителей, сколько территории. К тому же, он зеленый, здесь много лесов и парков, людям это нравится, так что такие территории застраивать нет смысла. Что касается развития, то у нас есть старые, давно не работающие и не представляющие собой архитектурной ценности заводы, на территории которых могут появляться как проекты как жилой, так и коммерческой недвижимости.

vilnius8

Вы говорите о сносе сооружений под ноль и строительстве новых объектов, о комплексной реновации?

Да. И таких территорий много. Хотя речь скорее об их регенерации. В общем, возможности для расширения есть, и это тоже одно из преимуществ Вильнюса. Ведь мы видим, что в мегаполисах зачастую развитие – это очень дорого, нужно сносить что-то старое и функционирующее, чтобы построить новое, а расширяться и вовсе некуда. У нас же еще можно развиваться и в центральной части, и в близких к центру районах. Например, всех этих зданий (местный сити, комплекс высотных офисных зданий на правом берегу реки Нерис – ABCnews), где сейчас находится в том числе мэрия, не было еще каких-то 15 лет назад. Здесь был пустырь, я это хорошо помню. Создать новый административный и деловой центр на другом берегу реки от исторического центра – это было намеренное решение, благодаря которому начал развиваться правый берег. Сейчас здесь еще остались старые деревянные домики, часть из них будет снесена, часть, представляющая культурное наследие, будет сохранена.

Как вы находите баланс между необходимостью развивать город и сохранять его культурное и архитектурное наследие?

Это всегда трудно. Например, до недавнего времени недалеко от делового центра был старый стадион. Его снесли, чтобы развивать city, а стадион будем строить в другом месте. Но вопросы у горожан по этому поводу были. Но вообще есть система, есть перечень объектов культурного наследия, которые сносить нельзя. Решение по подобным вопросам принимаются на уровне профильного министерства.

В Вильнюсе есть ограничения на строительство в центральных районах?

Да. Есть ограничения по поводу высотности и, конечно же, мы смотрим на внешний вид проектов, на экстерьеры.

promo_1_big

Какие основные проблемы есть в Вильнюсе и как вы их решаете?

Конечно, транспорт. Наши пробки не выглядят такими огромными, как в Киеве, но для жителей Вильнюса это проблема. Поэтому мы инвестируем в развитие дорожной инфраструктуры. И, конечно, общественный транспорт, в него мы тоже много инвестируем: в середине 2018 года половина наших автобусов и троллейбусов будут новыми, закупки уже прошли, их уже изготавливают.

Когда вы только стали мэром, Вильнюс находился на грани банкротства. Сейчас ситуация иная. Как вам удалось ее улучшить?

Думаю, что я веду правильную экономическую политику. У нас нет мегапроектов, которые потребляют ресурсы. Например, три года назад у муниципалитета была собственная авиакомпания, которая несла 12 млн евро ежегодных убытков. Сейчас мы избавились от этого проекта. Зато благодаря правильному менеджменту у нас есть прибыльные компании, при этом тарифы на коммунальные услуги снизились.

За счет чего и как сильно?

Например, в этом году тарифы на воду снизились на 20%. Все дело в правильном менеджменте, наши закупки стали более экономными. Когда я только стал мэром, в первый же месяц я внедрил систему менеджмента муниципальных предприятий как в бизнесе: все строго, есть независимый набсовет, очень понятные цели работы.

И оказалось, что предприятия могут быть прибыльными?

И эффективными. Доходило до комичных ситуаций. Два года назад зимой была история со снегоуборочными машинами. Как они обычно работают? Не очень эффективно. Но мы поставили GPS-трекеры на каждую машину и стало возможно увидеть, куда машина едет, посмотреть историю поездок. Конечно, сразу выяснилось, что, например, топлива можно тратить меньше.

Намного?

Намного (смеется). Но самая анекдотичная ситуация случилась, когда сразу после внедрения такой системы мы обнаружили одну из машин в лесах под Вильнюсом, где находятся охотничьи угодья. В общем, кажется, что это небольшое дело, но если собрать все это, аккумулировать, то можно не только экономить топливо, но и улучшать алгоритмы работы, понимать, как и где лучше чистить. Например, утром никто не чистит улицы, потому что в городе стоят пробки. Но додуматься, что в это время можно чистить улицы в спальных районах, откуда люди уже выехали, смогли только тогда, когда увидели всю эту GPS-систему на экране. Раньше снегоуборочные машины в это время просто два часа стояли в гаражах, сейчас они очищают улицы. Решение простое, но эффективное и гораздо более дешевое, чем покупать новые машины. Другой позитивный пример с GPS-трекерами – установка их на общественный транспорт. Также мы поставили на автобусы и троллейбусы видеокамеры спереди и сзади для того, чтобы отслеживать, что кто-то, кому не положено, въезжает на полосу общественного транспорта. Как только на полосе общественного транспорта появляется нарушитель, его машина фиксируется и ему автоматически отправляется штраф. Это все тоже open data.

Какой совет вы можете дать другим мэрам? Что нужно делать, чтобы превратить город в европейский?

Думаю, что ответ всегда один и тот же: нужно прежде всего спросить, чего хотят люди, живущие в городе. Также нужно помнить, что быть европейским городом означает быть международным, потому что постоянно будут приезжать иностранцы и приходить зарубежные компании. Поэтому вопрос также в том, как сделать город более дружественным для новичков. Одним из моих шагов на посту мэра стала открытость и приглашение зарубежных компаний вести свой бизнес в Вильнюсе. Чтобы быть более конкретным, скажу: нужны детские сады, больше хороших публичных пространств и хороший общественный транспорт. Вот вам три совета, как сделать хороший город еще лучше. Также могу добавить, что важна мультиязычность. Например, мы свой сайт Вильнюсского муниципалитета ведем на четырех языках: литовском, английском, русском и польском, а также принимаем запросы на английском и отвечаем на них так же. 

ABCnews

Комментариев: 0
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
Читайте также:
Новости Все новости
Подробнее