Исповедь архитектора. ABCnews - строительство, недвижимость и технологии в Украине
Авторизация даст возможность комментировать публикации, записываться на мероприятия. Вы будете всегда в курсе происходящих событий.

Авторизация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:

Регистрация на портале

Правила регистрации на портале

Регистрация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:
31.08.2015, 13:10
3969
0

Исповедь архитектора

Мы варились в инкубаторе абсолютного творчества, пока не открылись шлюзы и не хлынула новая действительность

«Ах, как я устал… Вчера, вы знаете, был весьма напряженный день. Я рисовал вход в подъезд. Три ступеньки делал – о! Я долго не знал, как их лучше развернуть – под углом 120 градусов или ортогонально. В конце концов решил, что лучше все-таки ортогонально. Потому что весь дом – он такой, знаете ли, лапидарный… И эти ризалиты, и проемы окон, и вся философия этого здания – она навевает на меня мысли об аскетической строгости и лаконичности. И эти ступеньки, каждый их сантиметр, — они просто обречены соответствовать этой философии. О, как я устал…»

Это практически дословная цитата молодого коллеги, который пару часов назад заходил ко мне в мастерскую. Я его называю Одноклеточный.

Он ходит с томным видом глубоко измученного непосильным творчеством человека. Одноклеточный напялил на себя этот образ и уверен, что смотрится в нем эффектно. Выдержать его больше получаса сложно, поэтому приходится придумывать неотложные встречи и убегать. 

Но именно вот такие «Одноклеточнные» и правят бал. И еще эти «мышки»,  обслуживающие «Золотые купола».  Знаете, кто такие «Золотые купола»? Это те, кто уничтожил нашу архитектуру.

Когда-то нас учили кропотливой рутинной работе (помните школьные уроки черчения?), а потом — настраивали на творчество. Как сейчас слышу голос преподавателя «Архитектор обязан был быть трудолюбивым, въедливым». Ну и конечно, обязательно – пафосно-талантливым. То есть ничего кроме творчества. Все — во имя высокого, вечного, все — на алтарь «застывшей музыки».

Даже тоскливая эпоха соцреализма не могла до конца обрезать крылья архитектуре. В украинских городах – десятки знаковых сооружений советских времен, которые являются образцами очень качественной органичной архитектуры. Нет, были, конечно, у нас и адские проекты, призванные передать всю мощь и непоколебимость партийного строительства. Мы кротко воспринимали это как неизбежное зло – нашим основным заказчиком выступала тогда идеология. Приходилось терпеть. Но в целом архитектурная школа была одной из лучших в мире. В аспекте эстетики, формотворчества, исторического понимания. Нас учили создавать новое лицо общественного пространства, лепили из нас градостроителей. Но за творчеством забывали о практичности. Не разъяснили, что бизнес – так называемый деловой мир — на самом-то деле должен выступать основным заказчиком. Правда, при этом самому бизнесу должно быть не чуждо художественное чутье. Так принято во всем мире. Ибо каким бы супертворческим человеком ни был художник, исступленно работающий над гениальным проектом, — рано или поздно он может захотеть есть. И ботинки новые купить. И это – нормально.

598225421

Но нас этому не учили. Мы варились в инкубаторе абсолютного творчества, пока не открылись шлюзы и не хлынула новая действительность.

Она ворвалась с диким оскалом вот этих самых «Золотых куполов». Внезапно появились толпы нуворишей и бандюков, которые еще вчера бегали шпаной по лесопосадкам, а сегодня после двух-трех успешно провернутых махинаций резко стали богачами. И им понадобилась новая среда обитания. Мы получили шанс неплохо зарабатывать на собственном творчестве и гордо задрали носы. Правда, ненадолго. Вдруг оказалось, что все архитектурные знания и навыки, все поиски взаимосвязей сочетания поверхностей, все, что приобреталось многие годы и береглось как клад, — все ерунда.

«Золотые купола» чихать хотели как на градостроительную политику, так и на ранимые творческие натуры архитекторов. Они заходили, бросали пресс денег, тыкали негнущимися пальцами в центр Печерска и мычали: короче, тут — жилой и развлекательный комплекс, все делаешь в стекле, тут – в золоте, тут должны торчать канделябры со свечами, а тут – голые мраморные нимфы, открывающие дверь. Всякий, кто пытался пикнуть, возражая, летел к чертям с рынка. Противостояние было бесполезным и бессмысленным. Город быстро наполнился жуткими сооружениями с башенками, куполами, голыми нимфами, колченогими всадниками или просто — стеклянно-металлическими ангарами и теплицами.

Затем на смену зверской вкусовщине «Золотых куполов» пришел примитивный бизнес. Очень примитивный – украинский. Проворная новая генерация деловых людей быстро просекла, что в полуголодной, но весьма перспективной стране можно на строительстве поднимать сотни процентов в год – ни один банк таких денег по вкладам не даст. И строить нужно то, что хорошо покупается или сдается в аренду: жилье и ангары торговых центров. Пошла лавина жилья: коробки, коробки, коробки – одна другой выше и безобразнее.

Архитекторы не успевали переводить дух. Чертили в двести семьдесят пятый раз длинный жуткий коридор с двенадцатью квартирами на этаже. Как при этом расположены окна, какая планировка, сколько полезной площади – разве было время думать об этом? Жилье ввинчивали везде – на перекрестках, рядом с кладбищами, свалками и железной дорогой, на пустырях, где разве что волки не воют. Оно продавалось как горячие пирожки и успевало за полтора года, пока строится, подорожать втрое.

Архитекторы уже не сидели с карандашами – им на смену пришли компьютерные мышки и готовые программы. Архитекторы сами превратились в «мышек» и стали штамповать, как в цеху, однотипные «компьютерные» кварталы спальных районов. Ими – словно дешевыми пластиковыми бусами — опоясывался мегаполис, расширяя свои границы. «Мышки» и поныне в фаворе у заказчиков. Они могут быстро, шустро и без лишних вопросов нарисовать все что скажете. Неважно, что этот проект уже двести тысяч раз где-то был. Но он практичен, актуален и доступен – извольте.

Когда ходишь по архитектурным выставкам, хочется рыдать. Везде – один и тот же дом! Ну с разным цветом фасада или другими ризалитами. Но это – все тот же безликий примитивный дом… Мы пытались убежать от советских массовых серий – а пришли к массовым сериям «мышиного» творчества. 

Говорят, что архитектуры больше нет. Не совсем так. Я вижу, как там и здесь появляются вдруг неожиданные свежие проекты, которые рисуют (именно рисуют!) молодые новые специалисты. Он вполне могут стать градостроителями, вполне. Они делают свои проекты не под диктовку «Золотых куполов», не с целью срочно заработать — они хотят жить в красивом, современном, очень комфортном городе и уверены, что смогут его построить. Дай бог им сил.

ABCnews 

Ключевые слова: архитектура
Комментариев: 0
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
Читайте также:
Новости Все новости
Подробнее