Авторизация даст возможность комментировать публикации, записываться на мероприятия. Вы будете всегда в курсе происходящих событий.

Авторизация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:

Регистрация на портале

Правила регистрации на портале

Регистрация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:
21.12.2016, 17:20
Наталья Кушнир
760
1

Я категорически против, когда работники ведомств получают бесплатные квартиры от государства – Лев Парцхаладзе

Интервью ABCnews с новым замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Львом Парцхаладзе

Лев Парцхаладзе занял должность замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ меньше месяца назад, поэтому еще только обживается на новом месте. В холле, ведущем к кабинету, вдоль стен штабелями стоят картины разного размера и стилистики. Отчетливо ощущается состояние поиска пространства и начало процесса.

 

Что это за картины?

Это у нас картины от молодых художников. Хотим изменить пространство в министерстве. Мы хотим, чтобы атмосфера у нас была дружественная, спокойная, чтобы она вдохновляла людей на большие дела. Поэтому мы разместили объявление в Facebook, и художники откликнулись.

То есть, вы устраиваете здесь некую галерею? Они передают вам картины во временное пользование?

Дело в том, что картины не должны лежать дома и пылиться. Любому  художнику хочется, чтобы его картины  были на виду. В министерство приходит много людей, здесь проходит много совещаний и прочих мероприятий, поэтому мы и хотим разместить картины в коридорах, чтобы получилось пространство, которое будет вдохновлять.

Значит ли это, что вы снимете со стен портреты всех министров?

Это не мое решение. Это, наверное, решение тех министров, чьи портреты там висят. Но, по крайней мере, портретов нескольких последних министров там нет.

Это новое веяние или там нет места? Сейчас портреты висят компактно.

Ну, всегда же можно сделать второй ряд. Если захотеть, можно кого-то подвинуть (смеется). Мы так вопрос не ставим,  а просто хотим создать  более приятную и творческую атмосферу. Картины этому способствуют, это ведь и на настроение влияет, и глаз радует – и сотрудников, и посетителей.

Есть здесь картины, принадлежащие вам? Может, из предыдущего кабинета перевезли?

Нет. Все картины, которые у нас есть, мы берем во временное пользование. Есть картины, которые висят уже два года, и художники с удовольствием предоставляют нам такую возможность.

IMG_2727

Вы уже успели обжиться на новом месте за почти месяц работы?

Да. Уже, можно сказать, комфортно себя чувствую. Мне здесь больше нравится (чем в Киевской ОГА – ABCnews).

Почему?

Первое – масштаб работы другой, ответственность значительно выше. Здесь интересней в том смысле, что те инициативы, над которыми мы работаем, могут влиять не только на конкретный регион, а на всю Украину.

Мне кажется, вы давно стремились к этой цели, высокоуправленческой.

Может, так и можно выразиться, но меня не столько должность интересует, сколько возможность что-то поменять. Например, помимо каких-то законодательных инициатив, я хотел бы продолжить ту работу, которую начал в Киевской области. Имею в виду борьбу с бытовой коррупцией, документ-сервис "Готово!", образовательную реформу.

То есть, вы эти проекты не оставили?

Нет, ни в коем случае. Моя новая должность в министерстве как раз дает возможность чуть шире все это развить.

Сколько в вашем подчинении будет департаментов?

Три департамента и два отдела.

У вас есть еще одна должность – президента Конфедерации строителей. Вы сохранили ее за собой?

Как раз сегодня (интервью состоялось 20 декабря – ABCnews) я приостановил полномочия президента КСУ по той причине, что на новой должности хочу равно одинаково сотрудничать с  каждой общественной организацией, а не быть более привязанным к какой-либо из них. На самом деле, никакого конфликта интересов, связанного с конфедерацией, быть не может. Но все равно я не хочу, чтобы кто-то мог говорить, что я спекулирую или  защищаю какую-то сторону. Для меня важно, чтобы все наши действия, все законопроекты и инициативы, которые мы будем реализовывать, были публичными, открытыми и проходили с максимальным привлечением общественности.

Общественности или профессиональной общественности?

Профессиональных общественных организаций. Включая такие, как BRDO и Всемирный  банк.

IMG_2653-Edit

Давайте вернемся к вашему уходу с должности замглавы КОГА. Когда вы уходили, то даже не намекнули, чем будете заниматься дальше. Но всего через пару недель оказалось, что вас назначили замминистра. Для такой должности – очень быстро. Как так получилось?

Я не первый год являлся  президентом Конфедерации строителей Украины, мы всегда поднимали ряд важных инициатив, принимали участие в разработках, посвященных рейтингу Doing Business. Так что с Минрегионом я работал давно и плотно. Сегодня власть, бизнес и общественность должны прямо взаимодействовать, чтобы ликвидировать противоречия ради общих целей. Один пункт вверх в рейтинге DB, по расчетам Мирового банка, приносит около $600 млн инвестиций в страну. Мы же стремимся в Европу, соответственно, нужно внедрять европейские законодательные принципы. Находясь на этой должности, у меня как раз есть возможность это реализовывать.

Вопрос был в том, как вы оказались на этой должности в такой короткий срок. Вас позвали или вы попросили?

Может быть, год назад, меня между прочим спросили, готов ли я гипотетически рассмотреть такую позицию. Не было такого, что мы обсуждали этот вопрос постоянно. Просто в тот момент, когда в КОГА происходила реорганизация (в связи с назначением нового главы – ABCnews), мне была предложена позиция в министерстве. Эта позиция здесь была вакантна полтора года.

С тех пор, как из Минрегиона ушел Роман Абрамовский? Или это другая должность?

Да, это она. Эта позиция, повторюсь, была вакантна полтора года.

Получается, полтора года никто не занимался... чем, какими вопросами?

Строительными. Не то чтобы не занимались. Занимались, просто не на уровне профильного замминистра. Был министр, первый заместитель…

Министр у нас прежде всего – вице-премьер, причем отвечающий прежде всего за региональное развитие.

Есть еще первый замминистра Вячеслав Негода, который исполнял обязанности, в том числе, по строительству, есть руководители департаментов, которые тоже тянули свою работу.

Мы подобрались к вопросу о том, чем же вы лично будете заниматься в Минрегионе. Чем?

Я отвечаю за строительный блок. Если говорить о том, что меня волнует и какие задачи были поставлены вице-премьером, то это дерегуляция, борьба с коррупцией и улучшение инвестиционного климата.

Действительно, именно эти три пункта недавно озвучил Геннадий Зубко, выступая перед участниками стройрынка. Это что же, до вашего прихода никто, например, не боролся с коррупцией?

Я не могу комментировать то, что было до меня. Мне предложили эту позицию, я пришел и начинаю работать.

Хорошо, расскажите тогда, как вы будете работать. У вас есть план действий?

Я пришел сюда с четким планом. Начнем с DoingBusiness. Сегодня мы после успеха четырехгодичной давности откатились на 140 место в рейтинге по показателю "Получение разрешений на строительство". Легкость ведения бизнеса в строительстве определяется по четырем аспектам. По двум из них – количество разрешительных процедур и сроки выдачи разрешений – у нас все хорошо. По стоимости разрешительных процедур -  очень плохая позиция, мы на 173 месте. По контролю качества - на 115-120 месте. Эти показатели и тянут нас вниз. По этому направлению  мы уже провели ряд круглых столов и встреч с Всемирным  банком, и буквально в понедельник (19 декабря – ABCnews) на правительственном комитете мы представили  наши инициативы, как существенно улучшить ситуацию. То есть, уже есть решения, теперь  их нужно утвердить на законодательном уровне. Сейчас Кабмин готовит соответствующие законодательные инициативы. Единственное, остается вопрос паевого участия, тут еще нужно решать.

На прошлой неделе, общаясь с представителями стройрынка, Геннадий Зубко заявил, что паевое участие будет отменено. Это политическое заявление или стратегия министерства?

Мы хотим изменить формат паевого участия. По мировым трендам, это – советский принцип. Мне не хотим, чтобы паевое участие существовало как факт, за который берут деньги. Потому что здесь отчасти существует большая коррупция. 

Нужно продавать не землю, а потенциал застройки

Даже не отчасти…

Паевое участие существует ради двух целей: подключение к сетям, чего никто не делает, и строительство социальной инфраструктуры, чего тоже никто не делает. Мы считаем, что при заключении договора аренды, которое должно происходить на конкурсной основе, как раз и должны собираться все основные средства. И продаваться должен не договор аренды земли, а право на застройку определенного объема. То есть,  не продавать или сдавать в аренду просто площадку, а под конкретное целевое назначение. И именно поэтому нужен зонинг.

Как это будет считаться? В виде процента от стоимости договора аренды?

В виде процента или конкретной суммы – главное, что нужно продавать не землю, а потенциал застройки. Если на участке можно построить 100-этажный небоскреб, значит, эта земля должна быть дороже. А уже разрешение на строительство не должно требовать дополнительной волокиты. Это мировая практика. И земля не должна раздаваться бесплатно, как у нас происходит на сегодняшний день. Это должно происходить на конкурсной основе. Да, по закону так и есть, но в реальности мы этого не видим. Если мы уходим от паевого участия, местные советы будут заинтересованы закладывать целевое назначение участка, плотность, этажность и тому подобное изначально. Так мы видим философию изменения паевого участия.

Это перспектива какого времени?

Очень хочу, чтобы мы сделали это быстро. Если  не успеем до мая, то не сможем улучшить наше место в DoingBusiness на следующий год. Если проведем изменения, например, в июне, считайте, что результат будет только через  год.

IMG_2685

Сейчас в парламенте есть несколько законопроектов по этой теме, которые предлагают как уменьшение, так и полную отмену паевого участия. Вы присоединитесь к какому-то из них или напишете собственный?

Мы поддерживаем законопроект №3610, внесенный нардепом Петром Сабашуком. Сейчас мы готовим конкретные предложения. Ведь мы хотим не просто отменить паевое, но предложить действенную альтернативу, чтобы более цивилизованно оформлялись договоры аренды, чтобы это было качественно. Я лично, не как замминистра, сторонник того, чтобы землю вообще не продавать, а давать в аренду и продавать право аренды. Что это дает? Объясню на примере. Сегодня можно  продать  киоск и землю под ним, а через какое-то время, например, 50 лет, этот киоск будет мешать стратегическому развитию города. Что тогда? Для человека этот срок кажется долгим, а для города или страны 50 лет пролетают очень быстро. 

С Doing Business разобрались. Как будете бороться с коррупцией?

Очень опасно продать сегодня киоск и землю под ним. Ведь через какое-то время, например, 50 лет, этот киоск будет мешать стратегическому развитию города

Например, изменить ситуацию с ДБНами. Мы хотим сократить процедуру их принятия и внесения в них изменений. Сейчас на это уходит полтора года, мы хотим сжать срок до полугода. Ведь менять нужно многие ДБНы. Например, сейчас действуют строгие правила по поводу обязательного наличия мусоропроводов в многоэтажных домах. Но на практике  его часто заваривают после ввода дома в эксплуатацию. Получается, деньги тратятся дважды: на строительство и на ликвидацию ненужного объекта. 

Сколько ДБНов вы планируете изменить?

Около 30 самых горящих. Мы уже привлекаем специалистов, проводим обсуждения. Уже провели три круглых стола на эту тему.

Это за какой период?

За три недели, в течение которых я работаю на этой должности.

Какие еще антикоррупционные инициативы планируете реализовывать?

Хотим законодательно определить перечень работ, которые не требуют разрешительных процедур. Это установка пандусов, ремонтные аварийные работы, установка телекоммуникационных устройств, реконструкция систем водоснабжения или отопления в случае их повреждения. Нужно, чтобы коммунальные службы могли выполнять эти работы спокойно и оперативно. Или оборудование пандусов: в этом реально есть необходимость,  но сейчас их устанавливают, как правило, в обход разрешительной системы. Так зачем создавать такие условия? Надо упростить.

То есть, вы идете по пути здравого смысла?

И здравого смысла, и лучших мировых практик. Не обязательно придумывать велосипед, можно взять лучшее из существующего, просканировать и адаптировать к нашему рынку. В продолжение темы: хотим упростить законодательство для градостроительных нужд касательно землеотвода. Сейчас нужно проходить две сессии, существует негибкая система заключения договоров. Есть много нестыковок между логикой и законодательством. Кроме того, хотим законодательно разбить монополии на подключение к инженерным сетям. Сейчас, чтобы подключиться, нужно заплатить за прокладку новых коммуникаций и, в итоге, отдать их монополисту. Мы бы хотели отдать эти полномочия коммунальным предприятиям, а не частным. 

Есть механизм, как можно сломать такую монополию?

Да, и если будет 2-3 компании, они будут бороться за подключение клиента на конкурентных принципах.

Мы бы хотели ввести ответственность должностных лиц ГАСИ, по сути – штрафы для сотрудников инспекции

Речь идет не только о Киеве?

Нет, проблема с монополистами касается всей Украины. Всегда это была одна организация, которая была приватизирована и монопольно продолжает заниматься своей деятельностью. От этого страдают все потребители, не только строительный рынок. Дальше, есть законопроект №4733…

Об изменении категоризации объектов строительства?

Я бы сказал, по работе с ГАСИ.  Мы бы хотели ввести ответственность должностных лиц ГАСИ, по сути – штрафы для сотрудников инспекции. Если они злоупотребляют или неправильно составляют акт, то они тоже должны нести ответственность. Потому что пока все происходит в одностороннем порядке. Также хочется, чтобы к местным советам поскорее переходили полномочия ГАСИ, это тоже снизит возможность коррупционных действий. Нужно установить конкретные сроки для проверок ГАСИ, сейчас это от одного до шести месяцев, а нужно, чтобы было четко: 10, 20 дней. Это сузит им возможность злоупотреблять. И, конечно, внедрить электронную регистрацию деклараций, особенно что касается простых объектов. Нужно, чтобы была возможность просто онлайн отправлять декларацию, чтобы вообще не было пересечений с разрешительной системой. 

IMG_2701

Я хочу вернуться к предлагаемой в законопроекте новой системе категоризации степени сложности объектов. Строительный рынок крайне неоднозначно воспринял эту инициативу.

Пока я не так досконально изучил законопроект, но в нем есть пункты, которые улучшают и либерализируют многие вопросы. Но если рынок так реагирует на этот вопрос, я изучу его тщательней.

Продолжим о ваших планах. Что еще хотите реализовать?

Хочу ввести новое понятие – институт арендного жилья.

Это ваша давняя идея.

Да, ведь такое есть во всем мире. Например, в Европе более половины всего жилья – арендное. У нас такого понятия нет.

Понятие ввести можно, но нужны деньги на то, чтобы строить.

Для начала все же нужно осуществить идею на законодательном уровне. Основные инвесторы за рубежом – это пенсионные фонды, которые не имеют права вкладывать деньги в рисковые мероприятия, даже в банки. Поэтому строительство жилья для них – лучшая инвестиция. Такие инвесторы существуют.

Вы рассчитываете именно на них?

Я категорически против, когда новым сотрудникам силовых ведомств через месяц после прихода на должности дают новую квартиру

Да. И такое жилье будет востребовано. Например, я категорически против, когда новым сотрудникам силовых ведомств через месяц после прихода на должности дают новую квартиру.  Я считаю, что на какую бы ведомственную должность ни пришел человек, он имеет право получить только арендное жилье. И только благодаря определенной выслуге у него может появиться право на что-то. Это правильно и справедливо. Причем плата за аренду не должна быть высокой.

Она может быть ниже рыночной?

Да, она будет ниже рыночной, потому что она будет устанавливаться нормативным актами, и рентабельность там будет минимальная. Но вопрос в том, что сейчас катастрофическая ситуация с молодыми специалистами и жильем для них. Арендное жилье может решить эту проблему. Потом, у нас же нет даже маневренного фонда для временного расселения людей в случае ЧП. Когда случилась ситуация с Крымом и Донбассом, людей попросту некуда было селить. Все эти проблемы может решить институт арендного жилья. Если мы сейчас начнем, через 2-3 года будет результат. Начнем через три года, результат появится через шесть лет. Дальше, хотелось бы урегулировать проблему долгостроев. Нам нужно дать нормативно-правовое обеспечение, определить, что это такое и кто должен нести ответственность за эти объекты. Работая на перспективу, мы бы хотели еще решить вопрос реконструкции устаревшего жилья – хрущевок, сталинок. Этот вопрос не актуален на сегодняшний день, но как только рынок начнет развиваться, через 2-3 года в Киеве это станет ко времени.

По долгостроям тоже есть несколько идей, один из законопроектов разработали в КСУ. Вы его будете поддерживать?

Объясню, как все работает. Мы с подчиненными мне подразделениями разработали законотворческий план на будущий год. Это и законопроекты, и постановления Кабмина, и приказы Минрегиона и даже один указ президента – всего 72 документа, которые нужно довести до принятия. Есть даже график, когда какой документ должен быть реализован. Правильно поставленные задачи – это 70% успеха. Что касается конкретно законопроекта о недостроях, то мы открыты для идей и готовы к сотрудничеству со всеми. Инициатором может быть кто угодно. Если у Конфедерации есть наработка, она может стать предметом обсуждения, но мы не обсуждаем ее сразу как законопроект. Каждую идею нужно пропустить через 2-3 раунда обсуждений, чтобы все стороны максимально высказались. У нас нет предпочтений, ведь самый малозначительный фигурант может высказать наиболее эффективную идею.

Вы много рассказываете о планах. Может, несмотря на короткий срок пребывания на новой должности, у вас уже есть реальные результаты?

Есть. Буквально на днях мы получили приказ об утверждении порядка расчета сметной заработной платы, которая учитывается при определении стоимости строительства объектов.

Что это значит?

Это, кстати, тоже момент борьбы с коррупцией. Сейчас у нас на объектах, которые строятся по госзаказу, зарплата строителей не может превышать 3400 грн. Но таких зарплат на рынке практически нет. Не могу утверждать, но допускаю, что строители, которые выполняли бюджетные заказы, в отчетности показывали одни суммы, а платили другие. Зарплаты же должны быть рыночными, они не должны платиться в конвертах. Так вот, этот вопросы мы уже решили, приказ подписан. Единственное, что в силу этот документ вступит через месяц после принятия бюджета-2017, то есть, предположительно, где-то в январе.

В итоге: зарплаты строителей на гособъектах станут рыночными?

Да, они будут разниться в зависимости от региона, будут применяться другие коэффициенты. Но в итоге, мы считаем, средняя зарплата по Украине в таких случаях составит около 7 тыс. грн. Эта проблема волновала строителей по всей Украине, и многие обращались к нам с ней.

На рынке неоднократно высказывалось мнение о том, что Минрегион не особо-то и нужен, что его стоит если не расформировать, то существенно реформировать. Вы что думаете по этому поводу?

На данном этапе упразднять министерство точно нельзя, потому что есть много вопросов, которое может решить только оно. Например, мы поставили себе задачу создать градостроительный кодекс. Сейчас у нас есть 43 закона, регламентирующих деятельность строительной отрасли. Это катастрофа для рынка, потому что когда происходят изменения в одном законе, то отследить это среди всей нормативной массы сложно. Так что мы начинаем работу над градостроительным кодексом. На прошлой неделе мы встретились с представителями профильного министерства Германии, и мы договорились с госсекретарем, что они окажут нам техническую и профессиональную помощь в этом вопросе, ведь в Германии такой градостроительный кодекс есть.

Вы сказали, что отказались от участия в общественной организации. Но долгое время вы были еще и бизнесменом. Согласно вашей декларации, у вас сохранились активы и корпоративные права на ряд компаний. Чиновнику это позволено?

Да, вполне. Единственное, что я не могу заниматься предпринимательской деятельностью, поэтому свои корпоративные права я передал управляющей компании, которая занимается этим вопросом. У меня нет ни времени, ни возможностей, чтобы уделять этому время.

Подводя итог: как долго вы намерены работать в Минрегионе? Вы пришли сюда на какой-то период или хотите выполнить какую-то задачу?

Задачи у нас есть, но мы хотим привлечь внешних консультантов и более четко прописать и эти задачи, и наши цели. Это позволит выявить позиции, которые пока отсутствуют, но которые нам очень нужны. Например, у нас полностью отсутствует маркетинг.

Если мы хотим достичь качественных изменений, мы должны смотреть, что лучшее происходит в мире

В министерстве?

И в министерстве, и в моем строительном блоке. Если мы хотим достичь качественных изменений, мы должны стремиться к лучшим мировым практикам. Потому что пока что мы живем исходя из тех задач, которые нам ставят наверху, а они не всегда могут быть самыми эффективными для бизнеса. Да, бизнес нас подталкивает, но мы же можем и не ждать этого, мы можем сами инициировать. Например, строительные материалы – здесь постоянно появляются инновации. Мы должны мониторить, адаптировать и рекомендовать рынку оптимальные решения. Далее, моя личная мечта – построить по всей Украине такие админцентры как "Готово!".

На каком этапе находится эта мечта?

Такие проекты уже рассматриваются в Полтаве, в Херсоне, Чернигове, Броварах. Мы хотим создать рабочую группу с Минэкономразвития, чтобы выработать совместную идеологию. Основная цель – все существующие услуги завести в один админцентр. Второе – создать  возможность получить любую из этих услуг  не более, чем за 30 минут. Соответственно, нужно поменять около 50 законов, нужно объединить базы, реестры, для чего нужно оцифровать данные, затем разработать единое программное обеспечение. Сейчас в этом  полный хаос: люди получают 60 млн услуг ежегодно. Причем совершенно по-разному, вокруг госструктур  процветают многочисленные фирмы-прилипалы. Нам нужно побороть  коррупцию системы в целом. В крупных городах ситуация еще более-менее нормальная, но если вы выедете за 30 км от Киева или другого города, там полный ужас. Я, проработав в Киевской области, это очень хорошо понимаю. 

Ваш пилотный проект со школой нового формата в Путровке – это тоже часть мечты?

Конечно. Хотелось бы развивать эту тему. И не хотелось бы, чтобы школы строили по старым ДБНам. Хочется разработать совершенно новые проекты, реализовать новые форматы, благодаря которым дети смогут и захотят получать новые знания.

Все-таки, вы пришли в министерство чтобы…

Чтобы сделать успешные реформы в рамках страны: построить современные центры админуслуг "Готово!" и реализовать образовательную реформу. У нас разработаны стандарты, брендбук, прописаны ответы на все вопросы. Мы готовы делиться опытом и все это бесплатно передавать для развития центров. Эти проекты –  то, что меня очень волнует.

Должность замминистра вам в этом поможет?

Да. Есть государственный фонд регионального развития, который поможет в реализации  проектов и выработке стратегии. Я хочу встретиться с министром образования и обсудить совместную деятельность относительно будущего украинских школ. Ну и, конечно, борьба с коррупцией и улучшение инвестиционного климата.

Это долгоиграющие задачи. Получается, вы в министерстве надолго?

Почему долгоиграющие? Я хочу, чтобы за год было построено минимум 10 админцентров "Готово!".

А потом? Еще 10?

Ну, нужно 25 таких центров в крупных городах, а потом открывать филиалы.

И все же: должность замминистра – это для вас какой-то этап на пути к чему-то большему или некая конечная цель?

Меня сама должность не прельщает, это не какое-то достижение. Меня интересуют проекты, и должность дает возможность их реализовать. На данном этапе мне важен результат. 

 

Фотограф: Даниил Яковенко 

ABCnews

Комментариев: 1
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
  • Женя Женя 31.12.2016   20:03
    - Ты сильный, ты справишься.
    - Я умный, я даже не возьмусь!
    0
Читайте также: