Авторизация даст возможность комментировать публикации, записываться на мероприятия. Вы будете всегда в курсе происходящих событий.

Авторизация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:

Регистрация на портале

Правила регистрации на портале

Регистрация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:
12.10.2016, 10:57
Александра Санина
1068
0

Как изменятся разрешения на строительство

За и против изменений в разрешительную процедуру

С нового года могут заработать новые правила категоризации объектов и выдачи разрешительной документации. В июне группа нардепов презентовала разработанный совместно с Минрегионом и ГАСИ законопроект №4733-1, а в июле парламент принял его в первом чтении. Если он найдет дальнейшую поддержку у парламентариев и президента, весь следующий год рынку придется привыкать жить по новым правилам. О том, как это может быть, авторы законопроекта и представители рынка выясняли во время тематического круглого стола, организованного "Українською  будівельною спільнотою" (UBC).

Коротко о главном

Как уже писал ABCnews, суть законопроекта сводится к следующему. Изменения предлагается внести сразу в девять законов, регулирующих стройотрасль. Ключевые изменения ждут, пожалуй, закон "О регулировании градостроительной деятельности", где категории сложности объектов предлагается заменить классами последствий (ответственности).

Вместо существующих сейчас I-V категорий сложности объектов предлагается ввести три класса последствий:  СС1 "незначительные последствия", СС2 "средние последствия" и СС3 "существенные последствия". Как объясняют в ГАСИ, в класс СС1 "незначительные последствия" будут входить простые объекты, такие как частное жилье, хозсооружения, дачные дома, объекты малого и среднего бизнеса. Ко второму классу СС2 "средние последствия" предлагается отнести многоквартирные жилые дома, объекты соцназначения, такие как школы, больницы, ТРЦ, бизнес-центры и подобные сооружения, составляющие основную часть городской застройки. В третий класс СС3 "существенные последствия" попадают большие ЖК, офисные центры и сложные промышленные сооружения.

Одновременно предлагается изменить существующую разрешительную систему и перейти с трехступенчатой (уведомление, декларация, разрешение) к двухступенчатой (уведомление, разрешение). Строительство среднего и существенного классов последствий предлагается осуществлять по разрешительной системе незначительного класса – по уведомительной.

По словам главы ГАСИ Алексея Кудрявцева, законопроект №4733-1 предусматривает отмену понятия категории сложности строительства и градацию застроек только по классам последствий. "Это сузит поле для манипуляций со стороны недобросовестных застройщиков, а для обычных граждан, которые ведут несложные строительства, он максимально упростит разрешительную систему. Возвращение разрешительных документов на доработку будет отменено вообще. Это снимет проблему коррупционных рисков в процессе взаимодействия гражданина и государственного учреждения", − отметил чиновник.

Революционность законодательных изменений заключается в том, что более 80% строек смогут начинаться уже на следующий день после подачи уведомления. Осложнения возникнут лишь у тех застройщиков, которые ранее пользовались недостатками законодательства, разбивали крупные комплексы на мелкие объекты и строили их по декларативному принципу под видом III категории сложности

За последние три месяца, после принятия законопроекта в первом чтении, в документ было внесено около ста поправок, рассказывает один из его авторов, нардеп, первый заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам строительства и ЖКХ Дмитрий Андриевский. "Сегодня важно обменяться мнениями и сформировать универсальный документ, который будет регулировать деятельность предприятий в строительной отрасли. Революционность законодательных изменений заключается в том, что более 80% строек смогут начинаться уже на следующий день после подачи уведомления. Осложнения возникнут лишь у тех застройщиков, которые ранее пользовались недостатками законодательства, разбивали крупные комплексы на мелкие объекты и строили их по декларативному принципу под видом III категории сложности", − уверяет депутат.

По словам директора Департамента государственных программ и развития жилищного строительства Минрегиона Натальи Козловской, три года назад государство пошло по пути сокращения разрешительных процедур, но получило достаточно негативные последствия. "К сожалению, не все застройщики ведут себя порядочно, и так как конечным потребителем их деятельности являются обычные граждане, мы считаем, что необходимо изменить подходы к этому вопросу", − отметила она.

Как уточнил бывший замминистра строительства Анатолий Беркута, активно выступающий за идею отмены категорий и внедрения класса последствий, именно по такому формату – классы последствий, а не категории сложности – устроена строительная система многих европейских стран.   

Чтобы увеличить инфографику, нажмите на нее

14615629_889026891229712_5354930896938316884_o  

Малой кровью?

В ходе обсуждения документа представителями строительной отрасли высказывались разные мнения. Часть профессионального сообщества поддержала идею перехода от классов к категориям, ведь сейчас ГАСИ не имеет права проверять объекты III категории, а законопроект даст ей это право, что позволит пресечь множество нарушений (например, можно будет сносить незаконные этажи).

Основная цель законопроекта – устранить хаос, царящий вокруг III-IV категорий строительства: недобросовестные застройщики искусственно занижают категорию объекта, чтобы упростить получение разрешительной документации на его строительство

Основная цель этой реформы, о которой говорят разработчики законопроекта – устранить хаос, царящий вокруг III-IV категорий строительства: недобросовестные застройщики искусственно занижают категорию объекта, чтобы упростить получение разрешительной документации на его строительство.

Действительно, такая проблема есть, и знают о ней не только в ведомственных кабинетах, но и на рынке. Вот только, считают девелоперы, для ее устранения вовсе не обязательно полностью перекраивать законодательное поле и кардинально менять правила игры. Можно действовать проще и удобнее для работы рынка.

"Для иностранных инвесторов очень важно, чтобы законы оставались стабильными и не менялись принципиально. Предлагаемые изменения – принципиальны. Поскольку речь идет прежде всего о сложностях с III категорией, может, давайте просто уточним ее параметры: все, что выше трех этажей – это уже IV категория", − подчеркнул  член совета UBC Сергей Овчинников, уточнив, что это коллегиальное предложение. По его словам, если предлагаемые изменения вступят в силу, отрасль будет привыкать к ним минимум год.

Чтобы смягчить ситуацию, есть смысл сделать правильный, корректный и плавный переход, который и должны обеспечить соответствующие госструктуры. С такой мыслью согласен один из них, Александр Домбровский, первый заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам топливно-энергетического комплекса. "Законопроект правильный, мы должны двигаться в сторону европейских стандартов. Но, возможно, мы прислушаемся к предложению Сергея Овчинникова. Возможно, есть смысл внести изменения в действующий закон относительно того, что в III категории нельзя строить выше трех этажей, а предлагаемый законопроект доработать фундаментально. Потому что я, честно говоря, не верю, что мы можем прописать его четко и учесть за пару недель все предлагаемые изменения", − отметил он.

Есть у рынка и другие вопросы к законопроекту. Так, член совета UBC, эксперт Easy Business Сергей Петров считает, что документ увеличит срок реализации новых промышленных проектов. "Обязательной станет экспертиза для всех без исключения проектов. И мы же понимаем, что менее трех месяцев экспертиза не будет идти", − объяснил он. К тому же, увеличение запросов на проведение экспертизы может "завалить" работу экспертных организаций, которые рискуют не осилить такой объем заказов. "Мы будем иметь либо еще большие задержки получения экспертизы, либо сомнительного качества заключения", − предположил эксперт. 

До нового года

Теперь строительное сообщество будет ожидать финальный вариант документа. В каком виде законопроект будет представлен публике в следующий раз? С одной стороны, авторам необходимо рассмотреть сотню поправок, с другой, они не очень лояльно настроены к предложениям рынка. "Уже были неоднократные попытки нормирования ІІІ категории, они не работают", − посетовал Дмитрий Андриевский в ответ на озвученные предложения.

Сколько времени будет дорабатываться законопроект, тоже вопрос. Соавтор документа нардеп Ирина Суслова сообщила, что его итоговый вариант могут рассматривать уже на следующей неделе. Дмитрий Андривеский говорит, что вряд ли. "Никто спешить не будет, и мы будем выносить его на голосование только тогда, когда будем видеть поддержку профессиональных организаций и общественности и почувствуем, что законопроект действительно отработан", − пообещал он.

"Провести" законопроект, по словам Дмитрия Андриевского, можно будет до конца года. "Полтора-два месяца, сколько там уже осталось до конца года", − уточнил он. При этом нардеп добавил, что в ближайшее время законопроект будет рассматриваться и обсуждаться в формате депутатских слушаний в профильном комитете парламента. Возможно, не исключил он, будет проведен еще один круглый стол с привлечением профессиональной общественности. Повлияет ли ее мнение на содержание законопроекта и его судьбу в целом, покажут уже ближайшие недели.

 

ABCnews

Комментариев: 0
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
Читайте также:
Новости Все новости
Подробнее